Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

На ремонт привезли снятую ГБЦ 21083 от автомобиля ВАЗ 2109. Пробег более 170 т.км, порядка 20 тыс.км из них - на газовом топливе (ГБО). Ремонт головки ранее уже производился.

Была поставлена задача - произвести качественный ремонт, по возможности - доработать головку, по экономичному варианту. При этом, учесть все нюансы эксплуатации двигателя на газовом топливе.

В головке стоит серийный распредвал 2108, регулировочные шайбы на клапанах уже достаточно тонкие - по 3,27-3,60 мм. Под газ этого запаса недостаточно. Что-бы не менять сёдла и не торцевать клапана (такой метод ремонта у нас никогда не применяется), нужен распредвал с уменьшенной базой кулачков.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

Из-за длительной езды с детонацией (последствия неправильной регулировки начального угла зажигания) на привалочной плоскости головки образовались прогары. Обратите внимание, именно в этих зонах возникает детонация - это участки, наиболее удаленные от свечи. Прогары достаточно глубокие и обширные, их нужно будет заварить аргонно-дуговой сваркой.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

Рассухариваем ГБЦ. При предыдущем ремонте кто-то уже менял маслосъемные колпачки, и выпускные направляющие втулки клапанов. Но втулки уже изношены, и довольно сильно. Маслосъемные колпачки - китайские "SM Germany", еще не успели задубеть, но несколько колпачков практически не держались на втулках, их можно было легко снять пальцами. На фото видны номиналы регулировочных шайб. Учитывая просадку сёдел на газу, этого надолго не хватит.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

В бюджете ремонта не заложены доработка каналов и камер сгорания. По согласованию с владельцем, делаем экономичный вариант - разворачиваем сёдла по внутреннему диаметру и горловины каналов. Это увеличивает проходное сечение сёдел, убирает ступеньки и неровности сопряжения канала и седла. Такой эконом-вариант доводки головы уже был опробован ранее, и неоднократно.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

Поврежденные участки на привалочной плоскости обвариваем аргонно-дуговой сваркой. При прошлом ремонте мастера не стали варить изъеденные участки, но их оставлять нельзя - прокладку может пробить в этих местах и антифриз пойдет в цилиндры.
После сварки получилась вот такая картина. Теперь остается отфрезеровать привалочную плоскость. Направляющие втулки уже удалены.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

В качестве направляющих втулок были установлены бронзовые (из импортной заготовки). Длина втулок больше, чем у серийных чугунных 2108. Это предусмотрено специально, для повышения ресурса и улучшения теплоотвода от клапанов (что очень актуально при эксплуатации на газовом топливе).

Плоскость отфрезеровали, после сварки остались лишь пятна алюминия другого оттенка. Дефекты заплавлены.

Фаски сёдел были обработаны на высокоточном импортном станке MIRA. Профильный резец дает идеально ровные и точные фаски. Ширину рабочей фаски выбрали 1.5 мм, учитывая эксплуатацию двигателя на газу. Клапана - новые, "СЗК" (Самарский завод клапанов). Притирка, как таковая, после обработки сёдел на станке MIRA - практически не требуется, эта операция нужна лишь для поверки - достаточно сделать несколько оборотов клапаном с легким усилием прижима (используется мелкообразивная паста), чтобы увидеть, что сопряжение фасок - идеальное. На фото можно увидеть клапана, и насколько точно на них выведены фаски - они ровные, одинаковые по ширине и расположены на одном и том же уровне.
От качества обработки сёдел зависит очень многое - при обработке ручным инструментом (шарошки\зенковки) получаются грубые фаски, соосность седла и втулки соблюсти крайне тяжело - в итоге клапан будет работать на перекос.
Станок MIRA (и другие аналогичные) позволяют получить высочайшее качество обработки сёдел.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

Маслосъемные колпачки установили GOETZE.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

Тарелки пружин - доработанные из серийных (роспуск внутренней пружины на 1.0 мм, наружней - 0.5 мм). Сухари клапанов - импортные.

Распредвал выбрали Нуждин 11.2 - по цене он был вне конкуренции (проект должен был быть максимально экономичным в плане финансов, по просьбе владельца авто). У данного распредвала очень узкие фазы - всего 262 градуса!! Весьма впечатляет, особенно на фоне довольно высоких подъемов - 11.2 мм. На Окушках такой распредвал показал очень хорошие результаты. Это тоже был один из решающих факторов при выборе распредвала. Благодаря весьма узким фазам, данный распредвал преимущественно прибавляет крутящий момент на малых и средних оборотах, что было бы идеально для газового топлива (чтобы не использовать высокие обороты).
Распредвал Нуждин 11.2 был сделан из серийного распредвала 2108 методом перешлифовки, по специальному заказу K-POWER.
Базовый диаметр кулачков - всего 33,2 мм (у серийного вала - 38 мм). Благодаря нехитрым вычислениям (38-33.2 = 4.8 мм, 4.8 / 2 = 2.4 мм) получаем, что по толщине регулировочной шайбы мы получили прибавку 2.4 мм. Учитывая, что на зенковку седел тратится порядка 0,2-0,3 мм высоты седла, реальная прибавка - порядка 2.0-2.1 мм по толщине шайбы! Такого запаса хватит, что-бы ездить на газу очень долго - сёдла всё равно будут постепенно просаживаться, но это будет компенсироваться плановой регулировкой клапанов.
На всех клапанах установили специальные калёные подпятники ("пятачки"), компенсирующие 1.0-1.5 мм зазора. При этом, селективным подбором подпятников добивались того, что-бы регулировочные шайбы вышли по верхнему пределу заводского допуска и составили по толщине 4,20-4,40 мм. Т.е. до минимальной толщины шайбы (3,00 мм) есть запас более 1 мм, а после того, как он будет выбран (вследствие постепенной усадки сёдел на газу), владелец просто снимет подпятники (ГБЦ снимать не надо, только распредвал), и продолжит ездить дальше, прибавив к толщине шайб еще 1.0-1.5 мм.
На фото далее - обратите внимание на толщину регулировочных шайб в толкателях.

Именно благодаря такой арифметике, мы и рекомендуем использовать низовые узкофазные (моментные) распредвалы с уменьшенной базой кулачков на "газовых" головках, что дает большой запас по толщине регулировочных шайб и позволяет полностью избежать замены заводских седел (качество продаваемых в запчасти серийных сёдел весьма посредственно), и уж тем более, обойтись без подрезки торцев клапанов.

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

Головка в собранном виде, готовая к выдаче на руки клиенту, для самостоятельной установки на двигатель:

Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2
Ремонт ГБЦ 21083, нюансы подготовки под газ (ГБО), Нуждин 11.2

Подытожим состав комплекта:

Распредвал Нуждин 11.2 (фазы 262/262 град) - моментный узкофазный распредвал
Каналы серийные, сёдла и горловины каналов расточены по внутреннему диаметру
Серийные доработанные тарелки пружин (роспуск 1.0 \ 0.5 мм)
Бронзовые направляющие (импортная заготовка), удлиненные (под газ)
Серийные клапана "СЗК" - без доработки
Обработка фасок сёдел на высокоточном станке MIRA
Принудительная смазка толкателей клапанов
Импортные сухари клапанов (высококачественная сталь и обработка)

Данный комплект можно рекомендовать в качестве бюджетного варианта ремонта и тюнинга головок двигателей, работающих на газовом топливе - пропан-бутан (ГБО). Удлиненные бронзовые направляющие повышают ресурс (чугунные направляющие на газовом топливе очень быстро изнашиваются), улучшают теплоотвод от клапанов. Распредвал с уменьшенным базовым диаметром кулачков добавляет до 2 мм (и более, в зависимости от базового диаметра кулачков) по толщине регулировочных шайб, что дает большой запас по регулировке клапанов (ввиду неизбежной усадки сёдел при эксплуатации двигателя на газовом топливе), без необходимости замены сёдел или головки.

 


Статья написана: 19 января 2010 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.